В общих чертах

Half Life 2 идеален во всех отношениях. Во-первых, это идеальный сиквел: многие идеи, имевшие место в первой части, перекочевали и сюда. Что-то в явном виде, что-то в слегка измененном, но общий принцип геймплея остался прежним. Сюжетная линия также является логическим продолжением первой части.

Во-вторых, это идеальный сюжетный шутер. Пусть злые языки ругают игру за линейность и сокрушаются о предсказуемости (нечего было читать украденные диалоги!)… Мы же снимаем перед Valve шляпу: такой интригующей и захватывающей истории не было еще ни в одном шутере. Да, игра линейна, и разработчики этого никогда не скрывали. В конце концов, это шутер или что?

Начинается Half Life 2 точно так же, как и первая часть, с поездки в подвесном вагончике. С первых секунд игра затрагивает воспоминания о времени, проведенном за первой частью. Мягко и не навязчиво берет игрока в свои руки и не отпускает до самого конца. То состояние предвкушения, которое заставляло игрока двигаться дальше в первой части Half Life, сохранилось и во второй.

Многие игровые персонажи уже знакомы вам по первой части: это охранник Барни, ученый-изобретатель Исаак Клейнер (он же доктор Клейнер), его дочь Аликс (Alyx). Именно они будут направлять вас вперед по сюжетной линии, давать ценные указания и помогать по мере прохождения. О том, какие неожиданности будут встречаться вам на пути к финалу, мы не скажем ни слова. Не хотим лишать вас удовольствия.

Пристальный взгляд на Source Engine

Спеть хвалебную оду графике Half Life 2 хотелось с первых строк обзора, но сделать это мы можем только сейчас.

Движок Source способен сразить наповал самого привередливого игрокритика. Безо всякого преувеличения. Как это ни странно, но больше всего удивляет не количество полигонов в кадре и даже не качество текстур, а поразительное сходство картинки на экране с реальностью. Понятное дело, достигается это благодаря современным технологиям (bump-mapping, pixel shaders версии 2.0 и т.д.). Но возьмите для сравнения Doom 3: те же технологии, заоблачные системные требования. Почему Half Life-овской "живостью" игра не дышит? Оставим этот вопрос современным философам, а сами двинемся дальше…

Люди, населяющие мир Half Life 2, уж простите нас за бессмыслицу, – это действительно люди. Анимация с применением технологии motion capture – явление привычное. Но кудесники из Valve Software этим не ограничились. Напротив, они пошли дальше. Потратив не один год на работу по синхронизации губ и отображению эмоций всех персонажей игры, они создали такие запоминающиеся образы, которые с завидной регулярностью будут являться вам во сне. Трудно описать словами, как смотрит на Фримана очаровательная дочь профессора Клейнера, Alyx…

При всем при этом, движок Source удивительно прост в обращении. Valve собственноручно "пересадила" на него Counter Strike, Day Of Defeat, Half Life 1. Более того, этот движок приобретает все больше и больше девелоперов. О чем это может говорить? Только о том, что графика в играх поднимается на качественно новый уровень.

Физическая и баллистическая модель Half Life 2 лежит на совести движка Havok. Он самый, не раз замеченный в действии в таких проектах, как Max Payne 2, Painkiller, Far Cry, Tribes: Vengeance, используется и здесь. Вы уверены, что знаете, на что он способен? Вы ошибаетесь! В случае с Half Life 2 физика – это не просто услада для глаз, она является неотъемлемой частью геймплея. Поначалу ваши действия по использованию возможностей Havok-a будут ограничиваться перетаскиванием/скалыванием бочек/ящиков. Но постепенно задачи усложняются… Когда вы получите в руки визитную карточку Half Life 2, Gravity Gun, процесс их решения станет веселее. Особенности игровой физики можно (а зачастую даже нужно) использовать для борьбы с противниками. На этом мы остановимся ниже.

Удивительно, но при столь огромном количестве игровых локаций, вы не встретите ни одной хотя бы отдаленно напоминающей об уже увиденной ранее. Над дизайном игровых уровней в Valve работали три независимые бригады. Этим все и объясняется. Разные люди – разные вкусы, разные стили. На Doom 3 после этого даже смотреть не хочется, не говоря уже о том, чтобы в него играть. Мы прекрасно понимаем, что это разные игры и сравнивать их в этом моменте не совсем корректно… Но! Вы же все равно не будете нас слушать, и сами сравните их, а затем поймете, что же мы имеем в виду.

Вышеупомянутая "живость" игрового мира замечается уже после первых пяти минут игры. С одной стороны, ничего особенного не происходит, но с другой – сотни мелочей (вроде прогуливающихся и что-то обсуждающих мирных жителей или голубей на крыше) создают так называемый эффект присутствия. Это самый первый и самый важный шаг в создании захватывающей игровой атмосферы.

В немалой степени способствует нагнетанию этой особой атмосферы и звуковое сопровождение. Отдельное упоминание о котором не будет лишним. Часть звуковых эффектов перекочевала в Half Life 2 из первой части. Изменению подверглось лишь качество звучания. Другое дело – музыка. Признаться честно, мы всегда считали, что лучшим звуковым оформлением для любой игры является проигрыватель Winamp, однако вторая часть Half Life заставила это убеждение покинуть наши головы. Людям, отвечавшим за звуковое сопровождение, удалось подобрать (написать?) идеально вписывающиеся в игровой процесс мелодии. Музыка в игре динамична, как и везде, меняется в зависимости от ситуации: от ненавязчивого эмбиента во время странствий по заброшенным лабораториям до заводного техно при столкновениях с неприятелями или во время поездки на багги. Да, да, друзья. Вы не ослышались. И со зрением у вас все в порядке. В Half Life 2 появились управляемые средства передвижения. Подробно рассказывать о них мы не будем, но упомянуть о них еще не раз придется.

Красота, как известно, требует жертв. В данном случае платить за графическое великолепие придется лишними гигагерцами и мегабайтами.

В качестве минимальной конфигурации во время официального анонса значилась система уровня P3-700, 128 RAM, 32 MB VRAM. Действительно, Valve-овцы никого не обманули – поиграть в игру на такой конфигурации вы вполне сможете. В качестве проверки мы выбрали систему Cel 900, 512 RAM, 64 MB GF2 MX400. Игра шустренько загрузилась и выдавала приемлемое для нормальной игры количество FPS в разрешении 800х600 со всем настройками в среднем положении. Для того, чтобы ознакомиться с тонкостями игрового процесса, этого вполне достаточно. Однако оценить всю графическую мощь движка Source вы не сможете. Для того, чтобы получить максимальное удовольствие от Half Life 2 вам понадобиться Hi-End система, что, впрочем, не удивительно. А для того, чтобы понять насколько Hi-End-овая система понадобится для всего этого безобразия, не помешает ознакомиться с нашим материалом Half Life 2: тестирование 13 видеокарт.

Мы рады снова видеть тебя, Фриман

Игровой процесс не претерпел существенных изменений. Это ни в коем случае не стоит воспринимать как упрек Valve в отсутствии фантазии. Скорее как благодарность за то, что разработчики не стали менять то, за что многие полюбили Half Life. Конечно, без добавления новых элементов вроде возможности передвижения на транспортных средствах (багги, катер на воздушной подушке) не обошлось, но это придает игре еще больше шарма и вовсе не делает ее неузнаваемой.

Геймплей Half Life 2 условно можно разделить на две составляющие: отстрел монстров и решение головоломок. То же самое, в принципе, можно было сделать и в случае с первой частью Half Life. Процесс отстрела неприятелей сильного впечатления не производит. Все выдержано в лучших традициях шутеров от первого лица: начинаем с монтировкой в руках, затем получаем пистолет и уже может убивать врагов с дальних дистанций. С трупов подбираем патроны и двигаемся дальше. Здешний арсенал не очень обширен. Нам удалось насчитать 12 видов оружия: начиная с монтировки и пистолета, заканчивая гранатами и ракетометом. Большинство экземпляров знакомо вам по первой части, но есть и новое. Например, Gravity Gun. Мы обещаем, что эта штуковина станет вашим любимым оружием. С его помощью можно придвигать к себе предметы и манипулировать ими. Завидели неподалеку бочку – поднимайте ее и бросайте в сторону наступающих монстров. Они будут очень рады столь теплому приему. Помимо всяких бочек и ящиков, можно манипулировать самими монстрами. Вы запросто можете ударить о стену непонравившегося вам противника.

Искусственный интеллект противников вполне неплох. К сожалению, ничего большего о нем сказать нельзя. Противники в меру метки, не пренебрегают возможностью использования всевозможных предметов в качестве укрытий, иногда пытаются действовать сообща… Но это все на что они способны. В их поведении зачастую просматривается однообразие. Изменение уровня сложности на умственных способностях врагов никак не сказывается. Еще в главном меню разработчики открыто предупреждают игрока, что выбор уровня сложности влияет только на живучесть супостатов и на урон, наносимый им вашим оружием. Не вздумайте выбирать уровень Easy, оставьте его детям. Пройти игру на нем можно даже без сохранений.

Вторая геймплейная составляющая – решение паззлов по сравнению с оригинальным Half Life, если можно так выразиться, "повзрослела". Будете взрывать бочки, для расчистки дальнейшего пути будете искать обходные пути, лазая по вентиляционным шахтам с фонариком в руках. Это вам знакомо. Но иногда встречаются задачки, над решение которых придется просиживать подолгу. И способы их решения в отдельных случаях удивят вас своей новизной и оригинальностью.

Как мы уже упоминали, в игре появилась возможность управлять средствами передвижения. Рассекая на багги, вы не раз вспомните добрым словом создателей технологии Havok. Поведение транспорта во второй части Half Life  вызывает гораздо больше положительных эмоций, чем в том же Halo, Far Cry или Tribes: Vengeance.